Разрешить множество конфликтов, которые возникают на рабочем месте или в другой сфере жизни, позволяет согласование интересов каждой из сторон. Такое согласование называют социальным партнерством. Но какое правовое обеспечение социального партнерства? И какие проблемы возникают в связи с законодательственным обеспечением?
Содержание
Что называют правовым обеспечением партнерства?
Под понятием «правовое обеспечение социального партнерства» подразумевают методы юридического влияния на персонал компании, а также совокупность других средств для увеличения эффективности деятельности предприятия.
Правовые модели социального партнерства выполняют следующие задачи:
- регулируют трудовые отношения на законодательном уровне между руководителем компании и членами коллектива;
- помогают отстаивать интересы и права наемного персонала, которые вытекают из трудовых взаимоотношений.
Осуществлять правовое обеспечение в компании обязан ее руководитель. К этому процессу также могут привлекать руководителя управления персоналом.
Нормативные акты и законодательственное обеспечение
Правовое обеспечение осуществляется на основании:
- Конституции государства;
- Трудового кодекса;
- Законов, принятых на федеральном уровне;
- Президентских указов;
- Правительственными Постановлениями;
- Нормативными актами, принятыми исполнительными органами на федеральном уровне;
- Конституциями и прочими нормативными актами других субъектов государства;
- Актами, принятыми местными властями;
- Локальными актами, которые включают трудовые нормы.
Конституция России определила следующие важнейшие принципы для обеспечения социального партнерства:
- единство в экономическом пространстве;
- обеспечение свободного перемещения финансовых средств, товаров или услуг;
- обеспечение конкуренции;
- признание, а также обеспечение муниципальной, частной, государственной и прочих форм собственности в одинаковой степени;
- идеологический плюрализм№
- обеспечение экономической деятельности.
Некоторые вопросы относительно правового обеспечения социального партнерства регулируются локальными актами, которые принимаются самими компаниями.
Нормативные акты компании
С целью обеспечения правовой базы для социального партнерства руководство имеет право принимать локальные и ненормативные акты. К локальным актам зачисляют:
- приказы, которые отдаются руководителем компании относительно кадровых вопросов;
- различные должностные инструкции;
- положения об отделах компании.
Если говорить о ненормативных актах, то к ним принадлежат указания и распоряжения, которые издает руководитель по управлению персоналом. Эти распоряжения касаются поощрения наемных работников, а также вопросов, связанных с отпусками, техникой безопасности и разрыва трудовых соглашений.
Основные проблемы правового обеспечения
В 90-е годы прошлого века началось глобальное реформирование трудовой сферы. И хотя при Комитете Государственной Думы существует рабочая группа, которая обобщает замечания и пожелания профсоюзных организаций и объединений работодателей, в новом Трудовом кодексе к субъектам социального партнерства принадлежат только работодатели и наемные сотрудники. А государство рассматривают в роли субъекта в следующих случаях:
- является представителем нанимателя, когда речь заходит о представлении интересов государственных организаций;
- принимает участие в Трехсторонней комиссии, которая обозначает общие принципы налаживания социально-трудовых взаимоотношений.
Вывод государства из числа субъектов правового обеспечения социального партнерства повлекло за собой перекосы в зарплатах. Под перекосом следует понимать несоответствие уровня заработка специалистов, например, промышленной сферы с уровнем зарплаты в регионе, где расположен промышленный объект.
Для решения этой проблемы государству необходимо более активно сотрудничать с объединениями руководителей компаний и профсоюзными организациями. Государство обязано принимать участие в принятии решении в сфере управления. После этого власти приступает к разработке концепции и текста законопроекта. На следующем этапе государство пытается внедрить предложения работодателей и профсоюзных организаций в этот законопроект.
Федеральные органы власти также должны вносить свой вклад в правовое обеспечение социального партнерства. Им следует разрабатывать и вводить в действие собственные нормативные акты, учитывая пожелание и интересы объединений руководителей и профсоюзных организаций.