Образец положения о системе управления охраной труда

| Рубрика: Охрана труда

Положение о системе управления охраной труда готовится и внедряется работодателем в обязательном порядке. Несмотря на то что четких указаний о последовательности его составления и форме нет, существуют типовые рекомендации, которых желательно придерживаться при формировании такого документа.

Какие задачи решаются локальным актом о системе управления охраной труда в организации

Чем регулируется содержание, перечень и состав разделов положения на предприятии

Содержание типового положения

Сложные вопросы при разработке внутренней документации по охране труда

Типовой перечень разделов положения

Титульная часть

Описание общих положений

Функции сотрудника в целях исполнения положения по охране труда

Описание организационной структуры органов управления охраной труда

Закрепление периодичности и методики обучения работников

Оценка подготовки работников в области охраны труда

Анализ и совершенствование механизмов осуществления охраны труда в компании

Утверждение правил поведения и последовательности действий при несчастных случаях

Ответственность за несоблюдение правил охраны труда

Дополнительные материалы, прилагаемые к положению

Где посмотреть образец положения

Содержание

Какие задачи решаются локальным актом о системе управления охраной труда в организации

Все работодатели на основании ГОСТ Р 12.0.007-2009 должны иметь в наличии утвержденный руководителем локальный акт в виде положения о системе управления охраной труда. Отсутствие каких-либо послаблений в части использования этого положения подтверждается содержанием ст. 22 ТК РФ.

Описываемый локальный акт является неотъемлемой частью системы управления охраной труда в организации, регламентируемой положениями стандарта ГОСТ Р 12.0.007-2009. Российским законодательством предписывается обеспечить беспрепятственное ознакомление с положением всех работников хозяйствующего субъекта.

ВАЖНО! Факт ознакомления с любым локальным актом, как правило, подтверждается личной подписью ознакомившихся работников.

Чем регулируется содержание, перечень и состав разделов положения на предприятии

Несмотря на прямое законодательное требование для всех работодателей иметь в наличии указанное положение, его форма, перечень информации, минимальный объем на законодательном уровне нигде не утверждены. Это обстоятельство вызывает немалые затруднения при оформлении положения у большинства хозсубъектов. При этом каждому из них приходится выходить из ситуации исключительно собственными силами.

Полномочия в части введения в действие типового бланка положения согласно ст. 209 ТК РФ предоставлены федеральным правительственным органам. При этом их решение должно в обязательном порядке согласовываться с учреждениями, которые осуществляют надзор за социальной политикой, состоянием отношений в области труда. Несмотря на указанные возможности, законодательно утвержденной рабочей формы обозначенного положения на текущий момент нет. Однако существует проект этого документа, доступный для ознакомления всем желающим и рассматриваемый госучреждениями в качестве перспективного варианта.

Таким образом, итогом работы уполномоченных федеральных органов стало появление на свет возможного образца документа, который вобрал в себя содержание всех имеющихся стандартов в области управления охраной труда на предприятии, сформировавшихся как в РФ, так и за границей. Что же представляет собой типовое положение? Об этом — далее.

Содержание типового положения

В проекте типового положения изложены следующие моменты:

  • перечень разделов, которые обязательно должны входить в состав положения и последовательность их изложения;
  • указание на задачи, которые преследуются в области охраны труда;
  • отражение механизмов, методик и алгоритмов, посредством которых будет реализовываться процесс охраны труда;
  • порядок организации обучения персонала в сфере обеспечения безопасной работы, периодичность его осуществления;
  • процедуры организации документооборота по охране труда.

В результате анализа получившегося проекта на совещании трехсторонней комиссии, которое прошло в начале 2016 года, было решено переработать документ в связи с имеющимися в нем огрехами. Поскольку окончательная версия так и не была принята, хозсубъектам придется разрабатывать образцы и инструкции к ним самостоятельно. В целях решения данной проблемы требуется более детальное рассмотрение имеющихся в законодательной базе указаний на этот счет.

Сложные вопросы при разработке внутренней документации по охране труда

Ответственными за создание описываемого локального акта назначаются сотрудники, в обязанности которым это вменено внутренними распоряжениями, должностными инструкциями. Опираясь на содержание пп. 4.5.1 и 4.5.2 ГОСТ 12.0.230-2007, можно заключить, что наиболее значимыми моментами с точки зрения составления положения будут:

  • масштаб деятельности;
  • технология и объем производства;
  • направления бизнеса, на которые распространяются интересы экономического субъекта;
  • понятность и доступность положения для восприятия рядового работника;
  • необходимость регулярной оценки и совершенствования документа.

То есть создаваемый документ не должен носить статичный, неизменный характер и регулярно подвергаться изменениям в связи с появлением новых требований, расширением интересов хозсубъекта и изданием дополнительных правительственных актов.

Типовой перечень разделов положения

Формируемое положение у экономического субъекта может состоять из следующих частей:

  • титульная часть;
  • общие положения;
  • функции по охране труда, выполняемые всеми работниками;
  • структура подразделений хозсубъекта, связанных с обеспечением охраны труда;
  • порядок прохождения обучения по охране труда;
  • процедура оценки и совершенствования существующих процессов в сфере безопасности труда;
  • алгоритм действий сотрудников при наступлении чрезвычайных ситуаций;
  • ответственность сотрудников при несоблюдении регламентов по охране труда;
  • дополнительные документы, служащие приложением к положению.

А в следующих разделах более детально рассмотрим каждую часть положения.

Титульная часть

Состав реквизитов этого раздела схож для большинства внутрифирменных актов и должен содержать следующую информацию:

  • виза гендиректора об утверждении документа;
  • название компании, информация о ее руководителе;
  • название внедряемого документа;
  • ссылки на законодательную базу, послужившую основой для формирования положения;
  • дата составления и место утверждения акта.

Описание общих положений

Примерный список вопросов, затрагиваемых в указанном разделе, может выглядеть следующим образом:

  • какие задачи предполагается решить при помощи документа;
  • какие направления работы регламентируются положением;
  • какие нормы, указанные в документе, должны соблюдаться всеми сотрудниками без исключения;
  • почему документ объявлен в качестве основополагающего в части регламентации процедур оценки, обучения и развития персонала в области охраны труда;
  • на основе указаний, информации каких законодательных положений строится документ и обеспечивается его применение;
  • каковы периоды пересмотра документа в организации.

Функции сотрудника в целях исполнения положения по охране труда

Название этого раздела полностью соответствует его содержанию, поскольку в него включаются наименования должностей работников, которые обязаны:

  • проводить мониторинг и оценку имеющейся системы управления охраной труда;
  • определять уровень соответствия текущих локальных актов требованиям законов, подзаконных актов и постановлений правительства;
  • исследовать степень выполнения принятых внутренних документов в области охраны труда сотрудниками;
  • формировать предложения по оптимизации существующих процедур в сфере охраны труда, участвовать в их внедрении в практику компании;
  • реализовывать обучение работников в целях освоения ими новых знаний в области безопасности труда;
  • обеспечивать реализацию необходимых процедур в части снабжения работников защитным инвентарем, регламентами, средствами безопасности, инфраструктурными объектами в области охраны труда;
  • разрешать последствия чрезвычайных происшествий и проводить соответствующее расследование, документировать его итоги;
  • обеспечивать получение социальных льгот и процедур реабилитации лицами, пострадавшими от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве;
  • проводить специальную оценку рабочих мест по условиям труда на них;
  • обеспечивать привлечение сторонних специалистов для обучения сотрудников правилам по охране труда;
  • оценивать правильность осуществления документооборота в области охраны труда и вносить необходимые корректировки в имеющиеся процедуры.

Описание организационной структуры органов управления охраной труда

Наиболее значимым подразделением, осуществляющим работу по охране труда, выступает служба охраны труда, которая, в соответствии со ст. 217 ТК РФ, формируется во всех компаниях с численностью свыше 50 человек. В организациях с более скромным штатным составом достаточно иметь одного специалиста, который будет нести ответственность за охрану труда. Таким человеком может быть руководитель организации или сам частный предприниматель. Допускается привлечение внешнего специалиста по договору ГПХ, который будет обеспечивать осуществление всех необходимых процедур в сфере обеспечения охраны труда.

Положения описываемого раздела могут содержать указание на то:

  • в каком виде будет регулироваться охрана труда в компании: путем создания службы, назначения одного ответственного или привлечения внешнего эксперта.
  • как происходит увязка полномочий и обязанностей службы или специалиста с положениями ст. 217 ТК РФ.
  • какое лицо имеет право подписывать приказ о создании соответствующего подразделения или о назначении специалиста.
  • какие проблемы на регулярной основе должна решать служба или специалист.

Закрепление периодичности и методики обучения работников

В этой части положения нужно:

  • утвердить обязанность всех вновь принятых лиц проходить предварительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
  • отразить содержание инструктажей, которые проходят работники;
  • определить методику обучающих мероприятий и порядок ознакомления новых работников с инструкциями;
  • привести нормативные акты, влияющие на порядок проведения инструктажей и обучения сотрудников;
  • указать лиц, имеющих право утверждать программы обучения, содержание инструктажей и методы ознакомления с ними;
  • предписать, как проводить оценку полученных знаний после окончания процедуры инструктажа;
  • указать на необходимость осуществления ознакомительных процедур в строгом соответствии с принятыми в компании локальными актами;
  • определить сроки действия применяемых процедур ознакомления, инструктажей и учебных планов компании.

Оценка подготовки работников в области охраны труда

Данная часть может ограничиваться следующими положениями:

  • периоды и сроки, по завершении которых работник должен проходить оценку знаний по технике безопасности;
  • условия осуществления внезапных проверок соблюдения сотрудниками правил по обеспечению охраны труда;
  • список законодательных документов, на основе которых осуществляется внезапная проверка сотрудников в области безопасности труда;
  • список лиц, на которых возложена обязанность по проверке знаний.

Анализ и совершенствование механизмов осуществления охраны труда в компании

Для описания оптимизационных процедур в сфере охраны труда документ может предусматривать следующие пункты:

  • перечень лиц, осуществляющих регулярную проверку существующей системы и вырабатывающих предложения по ее улучшению;
  • параметры, которые анализируются в процессе оценки существующих механизмов;
  • перечень инструментов, с применением которых оценивается текущее состояние системы охраны труда;
  • порядок администрирования работы сотрудников, анализирующих и оптимизирующих систему охраны труда в организации.

Утверждение правил поведения и последовательности действий при несчастных случаях

Довольно важная часть положения, в которой приводятся:

  • порядок расследования несчастных случаев, применяемые приемы;
  • перечень первоочередных мер, которые должны предпринять сотрудники и руководители при наступлении несчастного случая;
  • регламент утверждения локальной документации, определяющей методы и порядок проведения расследования;
  • информация о лицах, которые обязаны предпринять необходимые меры при наступлении несчастного случая;
  • процедуры взаимодействия компании, внешних служб и госучреждений при наступлении несчастного случая;
  • список документов, оформляемых при наступлении фактов, приведших к неблагоприятным последствиям для сотрудников, и процедура внесения в них соответствующей информации;
  • перечень лиц, ответственных за документирование фактов произошедших инцидентов.

Ответственность за несоблюдение правил охраны труда

Часть, посвященная последствиям несоблюдения прописанных в локальном акте положений, является стандартной. В отношении правил охраны труда в документ могут быть включены следующие пункты:

  • Ссылки на законодательную базу, позволяющую привлечь сотрудников к ответственности за несоблюдение правил;
  • Введение возможности применения наказания ко всем работникам хозсубъекта с перечислением всех возможных методов воздействия.

В состав положения также могут быть включены многочисленные приложения. Об этом — в следующем разделе.

Дополнительные материалы, прилагаемые к положению

Описываемый документ может иметь в качестве приложений копии нормативных актов, на которых он основывается и которые придают ему легитимность, внутренних локальных актов компании, необходимых в процессе охраны труда. Копии прикладываются для ознакомления всех заинтересованных лиц.

Кроме того, приложением может выступать журнал регистрации ознакомления работников с указанным положением, где они удостоверяют факт прочтения (получения на руки) одного экземпляра. Нелишним будет приложение журнала, в котором фиксируется факт прохождения работником инструктажа по технике безопасности. В нем также могут регистрироваться допуски работника к оборудованию и помещениям. Все перечисленные журналы, выступающие приложениями, нужно пронумеровать, а их формы желательно закрепить в тексте положения.

Все приложения в обязательном порядке утверждаются приказом руководителя. Кроме того, в них должна иметься отметка о том, что они специально сформированы в качестве приложений к положению о системе охраны труда. Как правило, это делается в том же распорядительном документе, которым вводилось положение и которое указано в его титульной части. Таким образом, можно будет использовать приложения отдельно и передавать их сотрудникам компании.

Где посмотреть образец положения

Источником для получения образца положения может служить электронный ресурс с информацией по подобным вопросам. Один из вариантов оформления положения можно получить, перейдя по ссылке на сайте.

Скачать образец

 

***

Существующие стандарты обязывают всех работодателей иметь у себя специализированные положения, регламентирующие систему управления охраной труда. Однако в настоящее время четкой формы подобного локального акта нет, ни один из существующих законодательных актов его не вводил. В связи с этим хозсубъектам необходимо самостоятельно разрабатывать его бланк, перечень разделов и определять их содержание. Приведенный нами вариант учитывает последние тенденции, а также имеющиеся стандарты и положения нормативных актов, в связи с чем может успешно использоваться большинством работодателей в целях практической разработки указанного внутреннего документа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Образец положения о системе управления охраной труда

| Рубрика: Охрана труда

Положение о системе управления охраной труда готовится и внедряется работодателем в обязательном порядке. Несмотря на то что четких указаний о последовательности его составления и форме нет, существуют типовые рекомендации, которых желательно придерживаться при формировании такого документа.

Continue reading

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *