Как правильно провести анализ налоговой нагрузки?

| Рубрика: Налоговая система

Анализ налоговой нагрузки регулярно проводится налоговиками при контроле отчетности компаний. Основываясь на полученных результатах, сотрудники ФНС выявляют возможные ошибки и накапливают необходимые в работе статистические данные.

Экономический смысл показателя налоговой нагрузки

Пользователи информации об уровне нагрузки

Общая методология расчета налоговой нагрузки

Экономический смысл показателя налоговой нагрузки

Для определения уровня затрат компании на исполнение своих обязательств перед бюджетом служат данные о налоговой нагрузке. В качестве наиболее приемлемых единиц ее измерения используют процент. Таким образом, обеспечивается достаточная сопоставимость значений в целях аналитических, статистических исследований и при построении финансовых планов.

Для анализа налоговой нагрузки необходимо сначала ее рассчитать, разделив сумму начисленных налогов на выбранный для сравнения показатель. Таким показателем могут быть поступления от реализации или же прибыль. Ввиду отсутствия четких указаний по применению в числителе и знаменателе формулы того или иного значения существует огромное количество вариантов расчета. Так, при определении нагрузки можно:

  • использовать весь перечень уплачиваемых налогов или один из них;
  • принимать для вычисления данные бухгалтерского или налогового учета;
  • использовать информацию за один или несколько временных промежутков;
  • вести расчет на основе отчетных или плановых данных.

Пользователи информации об уровне нагрузки

Проводить анализ налоговой нагрузки органам ФНС предписывается приказом ведомства от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, письмом от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Указанными документами разъясняется, что результаты анализа служат инструментом для решения ряда задач:

  • получение статистической информации о затратах компаний на исполнение обязательств перед бюджетом на различных территориях и в рамках государства в целом в зависимости от отрасли, режима обложения, перечня налогов;
  • обнаружение существенных колебаний нагрузки плательщиков от среднеотраслевого уровня, что может расцениваться как один из индикаторов наличия правонарушений в сфере налогообложения;
  • построение графика контрольных процедур.

При этом данные документы содержат конкретные алгоритмы анализа налоговой нагрузки, которые могут применяться и налогоплательщиками в следующих целях:

  • исследование параметров своей работы;
  • выбор различных режимов уплаты налогов;
  • построение финансовых прогнозов;
  • определение вероятности проведения проверок со стороны ФНС;
  • создание основы для принятия обоснованных решений.

Общая методология расчета налоговой нагрузки

Наиболее полное описание процесса анализа налоговой нагрузки содержится в письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. Там сказано, что анализ включает в себя:

  • выявление среди отчитывающихся налогоплательщиков субъектов, заслуживающих более детального обследования;
  • ретроспективное исследование показателей нагрузки за более продолжительный период;
  • получение дополнительных данных о компании для сравнения.

Причинами, которые могут спровоцировать дополнительный анализ налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта, могут служить:

  • убыточная деятельность;
  • большие суммы льгот по НДС и подоходному налогу;
  • наличие незначительных выплат по базовым налогам при выбранном режиме обложения;
  • наличие растущей задолженности по платежам в бюджет;
  • падение выплат в бюджет по отношению к более ранним годам;
  • непропорциональные цифры в отчетах;
  • отсутствие заявленных доходов, о которых ФНС стало известно из других источников;
  • необоснованное занижение базы обложения;
  • слишком низкие показатели фонда оплаты труда.

Изучается уровень платежей, как в целом, так и в отношении отдельных видов налогов. Сопоставляются полученные данные за несколько отчетных периодов. После того как объект для более подробного анализа налоговой нагрузки выбран, производится:

  • сравнение полученных результатов по нему за более ранние периоды;
  • сопоставление с показателями аналогичных фирм;
  • выявление отклонений от среднеотраслевых данных.

На основе результатов может быть принято решение о рассмотрении дополнительной информации по компании. Поставщиками такой информации могут стать инспекции, кредитные учреждения, партнеры налогоплательщика, регистрирующие органы, общедоступные информационные источники.

В результате подробнее изучаются следующие направления:

  • организационная структура фирмы;
  • порядок формирования денежных поступлений;
  • содержание имеющихся контрактов;
  • наличие хозяйственных связей;
  • достаточность активов.

Позднее все полученные данные сводятся в общую таблицу, на основе анализа которой выявляется наличие признаков налоговых правонарушений. Такими критериями могут быть:

  • большое количество официальных адресов руководящего состава и собственников;
  • недостаток активов или численности персонала;
  • регулярная смена наименования или юридического адреса;
  • наличие среди партнеров недобросовестных компаний;
  • нестыковка денежного потока и объема заключаемых сделок;
  • несоответствие данных отчетности и информации о доходах.

По итогам проведенной работы подозреваемому в нарушениях налогоплательщику могут быть заданы дополнительные вопросы. Если ответы окажутся недостаточно обоснованными и убедительными, есть вероятность попадания в график выездных проверок. Накопленная информация сохранится в базах данных ФНС и будет служить основой для дальнейшего анализа.

 

***

Изучение объема нагрузки на плательщика является обязательной и регулярно исполняемой функцией работников ФНС. Результаты обследования служат для формирования рабочих баз данных, выявления неблагонадежных компаний и планирования контрольных мероприятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *