Как заполняется поле 101 в платежном поручении?

| Рубрика: Налоги и сборы

Платежное поручение — поле 101 — служит для отражения статуса лица, совершающего платеж, связанный с уплатой налогов. Этот небольшой, но важный реквизит помогает корректно провести операцию зачисления налогов в бюджет и взносов во внебюджетные фонды в строгом соответствии с требованиями закона.

 

Назначение поля 101 в платежном поручении

Как правильно оформить поле 101 платежного поручения 2016 года

Наиболее частые ошибки, допускаемые при внесении данных в поле 101

Ответственность за некорректную информацию в поле 101

Назначение поля 101 в платежном поручении

Бланки платежных поручений для осуществления денежных расчетов содержат специфический набор реквизитов, к заполнению которых предъявляются установленные законом требования. При этом значение имеют назначение перевода, правовой статус плательщика и получателя, номера участвующих в операции счетов. Для четкого соблюдения всех правил при оформлении поручений нужно руководствоваться положением Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» от 19.06.2012 № 383-П. Оно содержит весь перечень условий, которых нужно придерживаться для своевременного проведения всего набора расчетных операций.

Для быстрой идентификации правового положения отправителя денежных средств применяется реквизит в поле 101 платежного поручения, заносящийся в него в формате 2-значного шифра. Отправителем может быть акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, индивидуальный предприниматель, нотариус или адвокат, частное лицо и т. д. Возможно указание в качестве плательщика посредника или партнера по экспортно-импортным операциям. В зависимости от указанной категории переведенные финансовые ресурсы попадают на разные счета в казначействе.

Как правильно оформить поле 101 платежного поручения 2016 года

Требования к занесению кода в ячейку 101 поручения изложены в приложении № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107Н. Наиболее типичными, актуальными для применения цифровыми шифрами при этом будут следующие:

  • для юридических лиц — 01;
  • для лиц, выступающих в качестве налогового агента, например при оплате НДС с аренды госучреждений или НДФЛ за своих работников, — 02;
  • при переводе средств в виде страховых взносов применяется код 08, при этом он актуален как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей;
  • для частных лиц, в том числе предпринимателей, практически для всех перечислений используют код 13.

Обязанность внесения данных в поле 101 зависит от конкретных условий осуществления платежа, вида уплачиваемого налога или взноса и от наличия соответствующих данных. Связано это с тем, что цифры, указанные в нем, применяются в непосредственной увязке с последующими полями 102–110, которые позволяют идентифицировать счета лица, получающего денежные средства (другого партнера). Пропуск или прочерк в строке 101 оставлять нельзя. При невозможности внесения данных в связи с отсутствием необходимой информации в поле проставляется 0. Это избавит от возможных проблем с проверяющими в будущем.

Дополнительные разъяснения по порядку оформления указанного реквизита в 2015 году издал ПФР. В частности, по мнению специалистов фонда, при переводе средств на счета социальных фондов в качестве статуса плательщика следует указывать шифр 08, независимо от того, юридическое это лицо или индивидуальный предприниматель. Если ту же расчетную операцию самостоятельно проводят физические лица, им следует применять код 24, актуально это и в случае уплаты налогов.

Это очень важные статусы, отсутствие которых может повлечь за собой достаточно серьезные негативные последствия для компаний.

Для банковских учреждений и их подразделений, а также посредников, осуществляющих переводы от частных лиц, применяются цифровые обозначения 15 и 20.

Код 13 указывают все граждане, не занимающиеся предпринимательской деятельностью и не выступающие от лица какой-либо организации, но периодически получающие дополнительный доход и платящие с него налог либо исполняющие свои обязанности в силу закона.

Ситуация 1:

Что нужно проставить в поле 101 при переводе НДФЛ?

Применение числового обозначения 01 в данном случае некорректно, поскольку компания вносит платеж за своих сотрудников в качестве налогового агента и нужно применить код 02. Если в роли отправителя налога с заработной платы выступает ИП, нужно применить код 09. Нотариусу придется вписать 10, а частному юристу — 11. Частные лица по разовым поступлениям доходов применяют код 13.

Ситуация 2:

Что нужно внести в строку 101 платежного поручения при переводе земельного налога?

В данной ситуации ключевое значение имеет правовое положение собственника земли. Юридические лица должны ставить значение 01. ИП, для которых земля является средством производства в их основной деятельности и приносит им основную часть дохода, — 09. Если участок не применяется для извлечения дохода либо принадлежит простому гражданину, нужно ставить код 13.

Наиболее частые ошибки, допускаемые при внесении данных в поле 101

Ошибки в кодовом обозначении статуса приводят к неправильному выбору лицевого счета для зачисления налогов и, соответственно, к штрафным санкциям и спорам с проверяющими. Чаще всего проблемы возникают при перечислении НДФЛ за сотрудников с шифром 01. В этом случае компания выступает в качестве агента, поэтому правильнее применить код 02, чтобы избежать претензий со стороны инспекторов.

По той же самой причине нельзя указывать в поле 101 значение 01 при переводе НДС по аренде за госучреждения, выступая в качестве посредника.

Ответственность за некорректную информацию в поле 101

В случае неверного указания данных в платежном поручении при перечислении налогов возможно применение к плательщику штрафных санкций за просрочку оплаты. Налоговый кодекс четко устанавливает ситуации, когда ошибки в документах на перевод средств по налогам приводят к тому, что обязательства налогоплательщика считаются неисполненными. К ним относятся:

  • некорректное указание данных расчетного счета;
  • неверное написание наименования кредитного учреждения.

Все иные возможные неточности в заполнении бланка платежного поручения нельзя считать основанием для применения налоговой ответственности. В этом случае достаточно связаться с налоговыми органами с целью предоставления верных данных о назначении и реквизитах платежей.

Практика судебных разбирательств также доказывает правильность подобных рассуждений, поскольку имеющиеся решения на стороне налогоплательщика. Например, постановление ФАС Московского округа от 07.08.2009 № КА-А41/7564-09 по рассматриваемому делу № А41-10152/08.

В то же время проверяющие органы дают порой достаточно противоречивые комментарии относительно описываемого реквизита. При этом анализ правоприменительной практики показывает, что неуказание некоторых кодов может иметь серьезные последствия и породить судебные разбирательства. А например, отсутствие шифров 01 или 09, скорее всего, не будет иметь для компании катастрофических последствий.

Своевременное проведение сверок взаиморасчетов как с налоговыми органами, так и социальными фондами позволит вовремя исправить допущенные ошибки, внести соответствующие коррективы в документы по оплате и своевременно заплатить налоги. Таким образом удастся устранить возможное недопонимание со стороны контролирующих органов, избежать несвоевременной оплаты и дополнительных финансовых потерь.

 

***

Хотя в ряде писем контролирующих органов и указывается на важность заполнения реквизита в строке 101, тем не менее имеющиеся судебные решения показывают, что он не оказывает решающего влияния на своевременное зачисление налогов и страховых взносов. Информация по данному вопросу противоречива: некоторые госструктуры высказывают достаточно лояльную точку зрения, а допустим, Пенсионный фонд или Центробанк, напротив, настаивают на важности заполнения этого реквизита. В любом случае оставлять это поле пустым не следует и при невозможности подобрать нужный статус лучше поставить в нем 0.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *