Делаем расчет платы за загрязнение окружающей среды

| Рубрика: Налоги и сборы

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2017 года осуществляется на основании правовых норм, не входящих в состав НК РФ. В эти нормы периодически вносятся изменения, которые необходимо отслеживать и учитывать при определении размера подлежащих уплате в бюджет сумм.

Законодательные основы для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Плательщики сборов за нанесение ущерба экологии

Определение базы начисления по загрязняющим выбросам

Расчет платежа: ставки, дополнительные коэффициенты, льготы

Форма расчета экологического сбора

 

Законодательные основы для расчета платы за загрязнение окружающей среды

Базовым документом, на основе которого строится весь спектр взаимоотношений плательщиков с бюджетом по средствам, уплачиваемым за вред, наносимый экологии, служит закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Он нередко подвергался внесению изменений и дополнений на протяжении всего периода своего существования. Под его действие подпадают:

  • Индивидуальные предприниматели, перечисляющие плату в срок до 10 марта, после того как окончится отчетный год.
  • Прочие субъекты, на которых возложена обязанность по уплате сбора за загрязнение, по завершении каждого квартала уплачивают авансы в срок до 20-го числа месяца, следующего за ними. В качестве их размера применяется 25% от выплат предыдущего года. По завершении года происходит окончательный расчет до 1 марта следующего года.

При этом данные выплаты не подпадают под правило о продлении срока при совпадении дня его окончания с выходным или праздничным нерабочим днем. Сам механизм расчета урегулирован ст. 16.3 закона 7-ФЗ и иными правовыми актами в данной сфере, на основе которых происходит исчисление платежа за загрязнение окружающей среды. В качестве источника информации для самостоятельного определения базы обложения при этом служат:

  • документы об объеме загрязнения тем или иным типом веществ;
  • ставки, применяемые для расчета платежей;
  • коэффициенты, установленные для исчисления.

Общая сумма платежей складывается из итога, полученного сложением расчетных величин, исчисленных по каждому отдельному типу отходов и выбросов.

Плательщики сборов за нанесение ущерба экологии

Существуют различия между двумя типами платежей, связанных с нанесением ущерба экологии:

  • плата за негативное воздействие на природу;
  • перечисления за выбросы отходов на основании ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Они появились в 2014 году, после того как начала действовать ст. 24.5. До этого оба описываемых бюджетных обязательства идентифицировались как общий экологический сбор. Фактически теперь второй вид платежей должны осуществлять компании, занимающиеся производством продукции и упаковки, которые при потере ими возможности использования по назначению подлежат утилизации.

Рассмотренный ранее закон 7-ФЗ регламентирует прочие обязательства компаний, связанные именно с выбросами вредных примесей, элементов в окружающую среду. То есть под данный сбор подпадают компании, осуществляющие загрязнение природы за счет выделяемых в результате производства вредных веществ, отходов деятельности, мусора.

Как следствие существуют два типа обязательств, которые необходимо разграничивать:

  1. Непосредственно экологический сбор:
    • уплачиваемый за утилизацию испорченной продукции и тары;
    • основанный на положениях закона 89-ФЗ;
    • официально введенный в 2014 году.
  1. Сбор за загрязнение окружающей среды:
  • уплачивается за непосредственное распространение загрязняющих химических соединений, твердых промышленных и бытовых отходов;
  • опирается на пункты закона 7-ФЗ, однако в части размещения отходов также подпадает под действие закона 89-ФЗ;
  • действует начиная с 2002 года (до этого практически идентичные обязательства компании несли на основании закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

На 2017 год порядок внесения платы за нарушение экологии регулируется постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

 

Определение базы начисления по загрязняющим выбросам

Общий расчет базы

Как гласит п. 1 ст. 16.2 закона 7-ФЗ, база для обложения платежами за выбросы в окружающую среду зависит от общего объема соединений, попавших в экосистему за отчетный период. Для того чтобы выяснить приведенный параметр, компании придется осуществлять экологический контроль. Категории загрязнения, которые подпадают под действие закона и подлежат оплате:

  • поступающие в природу из статичных источников;
  • неблагоприятно воздействующие на состояние водной среды;
  • связанные с захоронением отходов.

В ходе расчета принимаются во внимание следующие параметры:

  • существующие лимиты допустимых выбросов;
  • появившиеся в результате аварий нормативы временно возможных сверхлимитных выбросов;
  • ограничения по территории и количеству допустимого захоронения.

Помимо этого, нужно учитывать ряд пунктов постановления № 255:

  • исчисление происходит по каждому источнику возникновения выбросов;
  • компания самостоятельно вычисляет объем выбросов и сравнивает их с имеющимися лимитами;
  • возможно сокращение расходов на выплаты в результате вычетов, связанных с затратами, направленными на мероприятия по уменьшению вредных выбросов, или использования понижающих коэффициентов.

Итоговая сумма платежа получается в результате сложения результатов следующих действий:

  • умножение объема выбросов в рамках лимитов на ставку;
  • умножение сверхлимитного объема загрязнения на соответствующую ставку.

Что такое временные нормативы и для чего нужны паспорта на отходы?

Иногда действуют временные нормативы. По ним также необходимо перемножить размер загрязнения на ставки. Полученный итог также добавляется к общим выплатам за загрязнение.

Крупные компании, предполагающие значительный размер отходов к размещению, для получения  нормативов должны разработать плановое значение и обратиться с соответствующим заявлением в Росприроднадзор. Мелким и средним организациям для этого достаточно предоставить в указанный орган отчет об уже размещенном объеме отходов, загрязнения.

На отходы, относящиеся к категории с 1 по 4 опасности, должны быть в обязательном порядке созданы паспорта. Их сохранность компания обеспечивает самостоятельно. Удостоверенные надлежащим образом дубликаты приведенных паспортов сохраняются в Росприроднадзоре.

 

Расчет платежа: ставки, дополнительные коэффициенты, льготы

Значения ставок и соответствующих корректирующих коэффициентов приведены в п. 4 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. Однако непосредственно термин «ставка» в нем отсутствует, вместо него указан норматив платы за загрязнение согласно постановлению Правительства от 12.06.2003 № 344. Исходя из идентичности применения, именно нормативы и следует понимать под ставками.

Кроме того, они полностью соответствуют признакам ставок, утвержденным п. 2 ст. 16.3 закона 7-ФЗ:

  • дают возможность определить размер платы за выбросы по каждому виду из них;
  • существует их соотнесение с классом опасности отходов производства.

Признаки коэффициентов, необходимых для правильного установления размера платы за загрязнение, утверждены в ст. 16.3 закона 7-ФЗ. В настоящее время действуют следующие коэффициенты:

  • дополнительные (п. 3 ст. 16.3 закона 7-ФЗ);
  • закрепленные в п. 6 ст. 16.3 закона 7-ФЗ;
  • перечисленные в п. 2 постановления 344;
  • введенные в действие п. 4 постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление № 344» от 01.07.2005 № 410;
  • поименованные в приложении 2 к постановлению 344.

Возможные вычеты по плате за вредные выбросы предусмотрены в п. 11 ст. 16.3 закона 7-ФЗ. К ним относятся расходы компании на создание технических средств и условий по уменьшению возможных выбросов вредных веществ. Они должны в обязательном порядке иметь документальное обоснование, подтверждающее факт их внесения.

 

Форма расчета экологического сбора

Все параметры осуществления начисления и расчетов платы за вредное природное воздействие с 2010 года регулируются Росприроднадзором. В законе 7-ФЗ установлено обязательство всех плательщиков представлять в указанный орган декларацию по соответствующей форме. Для этого у организаций есть время до 10 марта года, следующего за отчетным. В частности, за 2017 год крайний срок подачи установлен 10.03.2018.

В этот отчет вносятся данные по суммам платы по каждому типу веществ, а также итоговый объем обязательств к перечислению в бюджет по окончании года. При этом учитываются суммы уплаченных за тот же период авансов.

 

***

Основные положения, касающиеся расчетов компаний с государством в области платы за вред, нанесенный экологии, установлены законом 7-ФЗ. В нем утвержден порядок расчета, формы, сроки и периодичность предоставления отчетности, а также установлены предельно допустимые даты его перечисления.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *