Разработка налоговых регистров по налогу на прибыль

| Рубрика: Налог на прибыль

Налоговые регистры по налогу на прибыль предписывает вести компаниям ст. 314 НК РФ, при этом четких указаний относительно их формы и порядка внедрения нет. Методика ведения налоговых регистров по налогу на прибыль в обязательном порядке фиксируется в учетной политике, несмотря на некоторый либерализм со стороны законодателей в этой области.

 

Методика построения регистров налогового учета

Классификация налоговых форм

Регистры для переходных вычислений

Регистры для сбора информации по отдельному объекту

Регистры отражения экономических событий

Регистры для сбора сводных итоговых данных

Регистры для идентификации и контроля направлений расходования целевого финансирования некоммерческих предприятий

Методика построения регистров налогового учета

Расчет базы налогообложения должен основываться на комплексе различных информационных данных, которые предварительно нужно проанализировать и сгруппировать. Именно эту задачу и решают налоговые регистры по налогу на прибыль, которые обязана вести компания. Не стоит сбрасывать со счетов их доказательную функцию, поскольку они позволяют создать аргументированный расчет, который в любой момент может быть подкреплен пакетом первичных документов, на основе которых эти реестры создаются.

Все необходимые для реализации налогового учета бланки фирма разрабатывает самостоятельно и закрепляет в своей политике учета. Хотя никаких типовых форм не существует, в НК РФ в ст. 313 сформулированы обязательные требования к ним. Так, регистр должен обязательно содержать:

  • наименование;
  • дату создания и регистрационный номер;
  • количественные измерители и сумму операции;
  • расшифровку вида хозяйственной операции;
  • подпись лица, ответственного за составление, и ее расшифровку, а также дату подписания.

Ответственность за составление регистра несет работник, который ставит на нем свою подпись в соответствии с внутренним распоряжением компании. Одно из правил ведения налоговых регистров по налогу на прибыль заключается в обязанности компании обеспечить сохранность от внесения в них корректировок лицом, не уполномоченным на это. При возникновении необходимости изменения данных обоснованное исправление проводит ответственный сотрудник, указывая при этом причину, проставляя дату и подпись.

Содержание бланков налогового учета используется самой компанией для определения текущей налоговой базы и анализа уровня налогообложения, а также проверяющими из ФНС. При этом налоговые органы не вправе раскрывать полученные из подобной отчетности сведения, поскольку по закону они являются налоговой тайной.

Бланки для ведения налогового учета могут формироваться в одном из следующих вариантов:

  • в виде аналитических или расчетных таблиц;
  • документов для систематизированного накопления данных;
  • справок-расчетов;
  • другими способами.

Их ведение и хранение может осуществляться как в бумажной, так и в электронной форме на выбор компании. Используемый подход должен быть отражен в учетной политике.

Существует много разнообразных бухгалтерских форм для аналитического учета: журналы-ордера, ведомости, главная книга. Для создания полноценного регистра налогового учета организации могут вносить вспомогательные поля в форму. Подобный подход законом не воспрещен, и налоговики не имеют права диктовать плательщику, в каком виде ему формировать реестры сумм для исчисления налоговой базы.

В качестве пособия для создания налоговых форм можно использовать рекомендации МНС РФ от 27.12.2001 «Система налогового учета для расчета прибыли на основании требования гл. 25 НК РФ». С момента их издания произошла масса законодательных изменений, однако большую часть содержащихся в них указаний целесообразно применять на практике и сегодня.

Классификация налоговых форм

Исходя из положений, описанных в рекомендациях, налоговые регистры можно объединить в 5 блоков:

  • для переходных вычислений;
  • для сбора информации по отдельному объекту;
  • для отражения экономических событий;
  • для сбора сводных итоговых данных;
  • для идентификации и контроля направлений расходования целевого финансирования некоммерческих предприятий.

Разберем их в следующих разделах статьи более детально.

Регистры для переходных вычислений

Основное назначение подобных документов — сбор и хранение информации по вспомогательным операциям компании, которые оказывают влияние на формирование базы обложения. Подобные суммы, хотя и могут увеличивать или уменьшать размер объекта обложения, напрямую в других налоговых регистрах не фигурируют, в связи с чем и требуют фиксации в отдельном бланке. В них находят свое отражение реализация общего алгоритма вычислений и итоговый размер вспомогательных сумм.

В состав указанного пакета расчетов, как правило, включаются:

  1. Амортизационные отчисления нематериальных активов.
  2. Формирование первоначальной стоимости предмета учета.
  3. Суммы материальных затрат на производство и стоимости товаров, предназначенных для реализации.
  4. Информация о накопленном долге кредиторов.
  5. Фонды безнадежной дебиторской задолженности.
  6. Расходы на ремонт.
  7. Регистр расходов на дополнительные страховые выплаты для своих работников.
  8. Фонды на проведение гарантийных ремонтов.
  9. Суммы, уплаченные за переуступку права требования.
  10. Иные документы.

Регистры для сбора информации по отдельному объекту

Для обобщения данных по отдельным элементам, формирующим налоговую базу, также применяется отдельный регистр. В подобных расчетах большое значение имеет ретроспективное отображение информации, созданное таким образом, чтобы можно было получить данные о размере объекта на любую отчетную дату. Кроме того, необходимо соблюдение непрерывности отражения операций. Именно в нем формируются итоговые суммы затрат на каждый элемент базы обложения.

В качестве учетных единиц, формирующих базу, выступают:

  • Внеоборотные активы.
  • Покупные материалы и товары для реализации.
  • Внутреннее перемещение материалов и товаров.
  • Затраты, планируемые в следующих периодах.
  • Колебания кредиторской задолженности.
  • Движение средств бюджетного финансирования.
  • Колебания размера фонда под списание сомнительных долгов.
  • Фактические суммы, потраченные на ремонт по гарантии.
  • Потери от погашения задолженности по штрафным санкциям.

Регистры отражения экономических событий

В целях систематизации данных по событиям, влияющим на формирование объекта обложения, также создаются отдельные таблицы. Перечень подобных регистров должен в полной мере охватывать весь спектр операций, связанных с приобретением и утратой права собственности на отдельные имущественные объекты, деньги, работы, которые являются составными частями контрактов с другими лицами.

Кроме того, сюда можно включить ведомости с накоплением сумм признанной задолженности и прочих объектов, влияющих на взимание налога. К таковым можно отнести факты переоценки объектов, признание результатов проведенных ревизий.

В подобные формы вносятся записи по следующим фактам:

  • Покупка и продажа имущества, прав на него или услуг.
  • Приход и расход денежных средств.
  • Предъявление штрафов.
  • Затраты на заработную плату персонала.
  • Налоговые платежи, формирующие сумму уменьшения налоговой базы.

Регистры для сбора сводных итоговых данных

В описываемых формах формируются показатели, впоследствии переносящиеся в поля декларации по налогу на прибыль. Основной характеристикой подобных регистров является формирование в них информации, прямо участвующей в составлении налоговой отчетности.

Помимо этого, в этих формах могут присутствовать иные суммы, необходимые для дополнительных вычислений. Они могут как перемещаться в регистры для переходных вычислений, так и напрямую использоваться при расчете элементов базы.

Список возможных форм для систематизации цифр к отчетам может включать следующие наборы данных:

  • Итоги по накопленной амортизации.
  • Суммы выручки от реализации.
  • Результат от операций по продаже внеоборотных активов.
  • Расчет прибылей или убытков от сделок по приобретению кредитных обязательств с дисконтом.
  • Результаты от вспомогательных направлений бизнеса.
  • Данные о результате от реализации прочих активов.
  • Суммы нераспределенных транспортных затрат.
  • Размер произведенных расходов, не связанных с основной деятельностью.
  • Отрицательный финансовый результат от прочей деятельности.
  • Расчет сумм иных расходов.

Регистры для идентификации и контроля направлений расходования целевого финансирования некоммерческих предприятий

Информация из указанных форм целиком попадает в специализированное приложение для деклараций, оформляемое исключительно некоммерческими компаниями, которое называется «Отчет о целевом использовании средств и имущества, который заполняют некоммерческие организации».

В состав описываемой части документации входят следующие разделы:

  • зачисленные средства целевого финансирования;
  • суммы и направления расходования полученных средств;
  • суммы нецелевых расходов, произведенных за период.

***

Для всех плательщиков налога на прибыль законодательством предусмотрена обязанность ведения помимо обычной бухгалтерской документации вспомогательных аналитических налоговых форм. Они должны создаваться силами самой фирмы и, с одной стороны, отвечать ее учетным возможностям, с другой — позволять качественно и достоверно формировать показатели для исчисления налога. Данные некоторых из них напрямую участвуют в оформлении декларации.

Ответственность за правильность, полноту и достоверность внесения информации в налоговые регистры несет назначенный для этого сотрудник. В процессе ведения он также обязан придерживаться основных требований, сформулированных в ст. 313 НК РФ. По окончании периода он должен заверять полученные в результате данные своей подписью.

Вся информация, которая содержится в регистрах налогового учета, относится к разряду налоговой тайны. В связи с этим должен обеспечиваться надлежащий режим хранения и предоставления доступа к указанной документации. Таким образом обеспечивается защита от нерегламентированных корректировок и внесения недостоверной информации.

Существующие аналитические формы могут дополняться любыми вспомогательными полями в целях обеспечения накопления достоверных данных для формирования базы по обложению налогом на прибыль. Хотя органы ФНС не имеют полномочий вводить специализированные налоговые формы учета для компаний, фирмам лучше все-таки учесть пожелания налоговиков во избежание в последующем различных спорных ситуаций. За отсутствие регистров налогового учета компания может понести довольно суровое наказание на основании ст. 120 НК РФ в виде наложения штрафов. Как бы ни было затратно создавать параллельную систему учета, делать это необходимо, так как ее отсутствие будет напрямую противоречить нормам законодательства. Именно поэтому на данный момент большинство компаний имеют четко поставленную и структурированную систему налоговых регистров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *