Проводки для начисления налога на имущество

| Рубрика: Налог на имущество

Любая организация, независимо от масштабов и сферы деятельности, не может существовать без основных средств, или имущества. Эти активы используются в процессе производства и постепенно переносят свою цену на готовую продукцию. Их стоимость является базой для расчета величины бюджетных платежей. Порядок налогового учета может вызывать вопросы у некоторых неопытных бухгалтеров. Например, зачастую возникают неясности относительно того, какая проводка необходима, если начислен налог на имущество.

Как рассчитать налогооблагаемую базу

Чтобы определить базу по налогу на имущество, необходимо принять в расчет данные четырех счетов бухгалтерского учета:

  • 01 – стоимость основных средств;
  • 03 – размер вложений в доходные ценности (т.е. основные средства, сдаваемые в аренду);
  • 02 – сумма амортизационных отчислений;
  • 10 (забалансовый счет) – износ оборудования.

Проводки по начислению налога на имуществоПервые два показателя нужно сложить, чтобы получить совокупную стоимость активов. Из полученной цифры следует вычесть два последних значения, потому что для налогового учета используются остаточные показатели.

Для разных видов основных средств сумма налога рассчитывается по-разному, поэтому проводки по начислению налога на имущество лучше делать по разным субсчетам. Существует четыре вида имущества:

  1. недвижимые активы, облагаемые налогом по остаточной стоимости;
  2. недвижимое имущество, оцениваемое по кадастровой стоимости;
  3. движимые активы, принятые к учету ранее 1 января 2013 года;
  4. движимое имущество, поступившее в собственность организации после 1 января 2013 года.

Если вы откроете четыре субсчета для разных видов основных средств, вам будет проще рассчитать совокупную сумму бюджетного платежа.

Налог на имущество: проводки в бухгалтерском учете

Порядок начисления налога на имущество не регламентируется законодательными нормами. Организация вправе сама определить его в учетной политике и закрепить документально. В зависимости от выбранного способа отражения могут использоваться разные счета бухучета. Например, это могут быть счета:

  • 20 – прямые расходы;
  • 23 – вспомогательные производства;
  • 25 – общепроизводственные затраты;
  • 26 – общехозяйственные затраты;
  • 44 — расходы на реализацию товара;
  • 91-2 – прочие затраты, этот счет используется в большинстве случаев.

Большинство предприятий выбирает для начисления налога на имущество именно счет 91-2, потому что по нему проще всего сделать корректировку в случае выявления каких-либо расхождений.

Если в учетной политике закреплен именно такой формат, то бухгалтер формирует две строки:

  • Начислен налог на имущество организации: проводка Д 91-2 К 68.
  • Обязательный платеж перечислен в государственную казну: проводка Д 68 – К 51.

Списание налога может производиться каждый квартал, если организация уплачивает его в бюджет авансовыми платежами, либо один раз в год, по результатам сдачи декларации.

Иногда в процессе проверки выявляются ошибки и недочеты в начислениях. В таких случаях проводятся корректирующие операции, меняющие сумму налога на прибыль. Если налог на имущество бы уплачен в размере, превышающем нужный, разница считается дополнительным доходом организации, а значит, с этой дельты должен быть рассчитан налог на прибыль.

Для такой корректировки налога на имущества используются проводки:

  • Д 68 (субконто для имущества) – К 91;
  • Д 99 – К 68 (субконто для прибыли).

Рассчитывая верный размер налога, нужно не забыть про пени за все дни просрочки.

Как отразить в бухучете движимость организации

Начисление налога на имущество: проводкиС начала 2013 года учет движимых активов претерпел серьезные перемены. Ранее по ним начислялся налог по такой же ставке, что и для недвижимости, но сейчас эта мера упразднена, и движимость, купленная в 2013 году и позднее, не включается в налогооблагаемую базу.

Если движимость организации была приобретена незадолго до начала 2013 года, то опытный бухгалтер может немного изменить дату ее принятия к учету, а тем самым уменьшить сумму, подлежащую перечислению в бюджет.

Все движимое имущество организации (мебель, станки, транспортные средства) разбивается на два субконто по признаку дня покупки. Обычно это дата, прописанная в акте приема-передачи. Из этого правила существует исключение – оборудование, требующее дополнительного монтажа. Значит, оно будет поставлено на учет позже, после проведения необходимых работ.

Если покупка произошла в 2012 году, а ввод в действие и постановка на учет – уже в 2013 году, то бухгалтер использует специальные проводки:

  • учитывает приобретение активов по дебету счета 08-2;
  • отражает передачу движимости на монтаж операцией Д 08-2 – К 07;
  • ставит основное средство на учет: Д 01-2 – К 08-1.

С момента этой постановки на актив начисляется налог на имущество. Чтобы обосновать задержку в переводе на 01 счет и не вызвать у налоговых органов лишних вопросов, бухгалтер может издать приказ о монтаже приобретенного оборудования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *