Инвентаризация в бухгалтерском учете

| Рубрика: Инвентаризация

Периодически организациям приходится осуществлять инвентаризацию в бухучете. Инвентаризация в бухучете – это сверка фактического наличия имущества и обязательств с данными из бухучета.

Виды инвентаризации в зависимости от объекта

Существует несколько видов инвентаризаций в зависимости от объекта проверки. Виды описей и их назначение представлены в таблице:

Вид проверки Ее назначение
Основных средств Проверке подлежит сохранность основных средств, а также наличие по ней всей необходимой документации
Денег Проверяются финансовые бумаги, в которых отражается передвижение денег, а также их наличие в кассе или на счетах в кредитных организациях
Нематериальных активов Проверяется, есть у компании нужные на нематериальные активы документы, а также, правильно ли они отражены в бухучете
Сырья и материалов Осуществляется проверка фактического остатка сырья и их наличия по данным из бухгалтерского учета
Экономических обязательств Проверяется порядок осуществления расчетов с подрядчиками, поставщиками, заказчиками, покупателями, кредитными организациями, иными кредиторами и дебиторами
Готовых товаров Проверяют фактическое наличие единиц готовых товаров и сверка полученной информации с данными бухучета

Виды инвентаризации по иным характеристикам

Выделяют следующие виды инвентаризации в бухгалтерском учете:

Вид проверки Когда проводится Отличительные черты
Полная проверка Перед формированием годовой отчетности, а также при проверке аудиторами Проверяются все виды ценностей, денег и обязательств, которые отражены в учете. Инвентаризируется и имущество, которое находится в непосредственной собственности организации, и арендованное имущество.
Частичная проверка Может осуществляться в любое время, по желанию и решению директора компании Проверяется имущество, обособленное по месту нахождения, типу или ответственности. То есть, может проверяться только один отдел, к примеру, склад.
Сплошная проверка Проводится в любое время, по решению управляющего компании Проверяются сразу все ценности и имущества, расположенные во всех отделах и филиалах организации. При такой проверке может работать сразу несколько комиссий по инвентаризации.
Выборочная проверка Осуществляется в любое время, по решению руководителя организации На выбор проверяется только несколько ценностей. Обычно такую проверку осуществляют в крупных компаниях. Однако если в ходе данной проверки были выявлены несоответствия, придется провести полную проверку.
Плановая проверка Осуществляется по графику, установленному директору компании Имущество, которое будет инвентаризироваться, определяет управляющий организации. Сроки проверки известны всем работникам.
Внеплановая проверка Проводится по обстоятельствам (происшествие ЧС, смена материального работника) Виды имущества, которые подлежат проверки, определяются директором организации. Сроки проведения проверки не разглашаются.

Когда должна осуществляться проверка

Инвентаризация как метод бухгалтерского учета должна осуществляться в следующих случаях:

  • перед началом формирования годового бух. отчета, кроме того имущества, инвентаризация которого уже проводилась после первого октября текущего года;
  • при смене работников, несущих материальную ответственность за сохранность ценностей;
  • если имущество передается в аренду другой организации, продается или выкупается;
  • при преобразовании муниципальной или гос. организации;
  • при установлении фактов порчи имущества или его злоупотребления;
  • в случае происшествия стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, которые вызваны чрезвычайными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации компании.

Связь инвентаризации с другими элементами метода бухучета

Инвентаризация в бухгалтерском учете Элементами метода бухучета являются:

  • документация и инвентаризация;
  • оценка;
  • калькуляция;
  • счета и метод двойной записи;
  • бух. отчетность и бухгалтерский баланс.

Благодаря этим составным элементам обеспечивается осуществление наблюдения за объектами, их измерение, группировка и обобщение учетных сведений.

Документация обеспечивает отражение необходимой информации по хозяйственным операциям в специальных носителях информации. Но бывает, что не все операции зафиксированы документально в тот момент, в который они произошли.

Такие операции можно выявить в ходе осуществления инвентаризации.

В свою очередь, инвентаризация никак не может обойтись без оценки, так как в ее результате можно выявить реальное наличие средств и их отклонение от учетных сведений.

В основе денежной оценки заложена калькуляция. Благодаря ей можно узнать настоящую себестоимость продукции.

Для отражения итогов проверки применяются счета. С их помощью можно сгруппировать и учесть текущее состояние и движение каждого из видов хозяйственных средств, а также источников их образования.

Последовательность осуществления проверки

Инвентаризация как метод бухгалтерского учета осуществляется в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап. На этом этапе директор компании издает приказ о проведении проверки, формирует состав комиссии по инвентаризации, а также устанавливает сроки, в которые будет осуществляться проверка.
  2. Фактический этап. Осуществляется непосредственная проверка, то есть комиссия взвешивает и измеряет все мат. ценности, а также формирует описи.
  3. Обрабатывающий этап. В ходе его происходит сравнение данных их описей и данных из бухучета, а также формирование сличительной ведомости и анализ обнаруженных несоответствий.
  4. Заключительный этап. Во время этого этапа комиссия оформляет итого проведенной проверки в итоговую ведомость.
Присоединяйтесь к обсуждению в разделе Вопрос-Ответ. Если Вы не нашли нужной темы, то задайте свой вопрос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *